Рекомендации педагога социального педагогам

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!

  1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях жизни, где он лучше всего осведомлён.
  3. В беседе с воспитателем подросток должен искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  5. Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
  6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

                  ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!

  1. Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  7. Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  9. Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.

      ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

  Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть трудные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует взаимного уважения, общей заботы, взаимопонимания, т.е. в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. «Трудные воспитанники» – это жертвы трудных обстоятельств.

  Как же относиться к таким детям и подросткам?

  1. Такие воспитанники требуют больше, чем кто-либо, огромного товарищеского уважения к ним:
  • Веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
  • Постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
  • Стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевая недостатки;
  • Товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.
  1. Необходимо увлекать таких воспитанников делами на радость и пользу людям: делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых занятий и т.д.), трудовыми делами – сюрпризами, спортивными делами – играми (спартакиады, игры на местности и т.д.).
  2. Эффективным методом воздействия на таких воспитанников является товарищеское доверие по формуле: «Только ты можешь сделать это».
  3. «Живая вода» для таких воспитанников – это поощрение, прежде всего – одобрение. Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут человеческого внимания. Хвалить нужно не только от своего имени, но и от имени коллектива.
  4. Целесообразно использовать не только прямое, но и опосредованное воздействие на таких воспитанников, т.е. воздействовать на них через других ребят, через умных и добрых взрослых, через книгу.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМ ПОДРОСТКОМ (классному руководителю)

  1. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемым подростком.
  2. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростка.
  3. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  4. Строго следить за выставлением оценок в дневнике.
  5. Ежемесячно проверять читательский абонент в библиотеке.
  6. Следить за тем, чтобы подросток обязательно имел поручение коллектива класса и регулярно его выполнял. Воспитывать у подростка чувство необходимости коллективу.
  7. Обязательно привлечь трудновоспитуемого к занятиям в кружках и секциях и секциях. Следить за посещением.
  8. Еженедельно проводить индивидуальные беседы с подростком.
  9. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемого подростка и его родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики правонарушений.