Рекомендации педагога социального педагогам
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!
- Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
- Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях жизни, где он лучше всего осведомлён.
- В беседе с воспитателем подросток должен искреннее, заинтересованное отношение к нему.
- Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
- Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
- Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!
- Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»
Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть трудные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует взаимного уважения, общей заботы, взаимопонимания, т.е. в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. «Трудные воспитанники» – это жертвы трудных обстоятельств.
Как же относиться к таким детям и подросткам?
- Такие воспитанники требуют больше, чем кто-либо, огромного товарищеского уважения к ним:
- Веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
- Постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
- Стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевая недостатки;
- Товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.
- Необходимо увлекать таких воспитанников делами на радость и пользу людям: делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых занятий и т.д.), трудовыми делами – сюрпризами, спортивными делами – играми (спартакиады, игры на местности и т.д.).
- Эффективным методом воздействия на таких воспитанников является товарищеское доверие по формуле: «Только ты можешь сделать это».
- «Живая вода» для таких воспитанников – это поощрение, прежде всего – одобрение. Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут человеческого внимания. Хвалить нужно не только от своего имени, но и от имени коллектива.
- Целесообразно использовать не только прямое, но и опосредованное воздействие на таких воспитанников, т.е. воздействовать на них через других ребят, через умных и добрых взрослых, через книгу.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМ ПОДРОСТКОМ (классному руководителю)
- Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемым подростком.
- Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростка.
- Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Строго следить за выставлением оценок в дневнике.
- Ежемесячно проверять читательский абонент в библиотеке.
- Следить за тем, чтобы подросток обязательно имел поручение коллектива класса и регулярно его выполнял. Воспитывать у подростка чувство необходимости коллективу.
- Обязательно привлечь трудновоспитуемого к занятиям в кружках и секциях и секциях. Следить за посещением.
- Еженедельно проводить индивидуальные беседы с подростком.
- Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемого подростка и его родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики правонарушений.