Родителям

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

  В целях минимизации получения несовершеннолетними информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, операторы мобильной и стационарной связи оказывают услуги по ограничению доступа к информации в глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе и с помощью программно-аппаратных и программных средств.

В жизни каждого человека бывают такие ситуации, когда он хочет обратиться за помощью

Кто же может оказать помощь?

Республиканский центр психологической помощи г. Минск, ул. Чюрлёниса, 3

e-mail: rcpp@bspu.by

«телефон доверия»

+37517 300-1006

Государственное учреждение образования

«Вилейский районный социально-педагогический центр» 

 

Уважаемые родители

(законные представители)!

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, например, необходимо пройти лечение, сделать ремонт и др., и в это время   не на кого оставить детей, тогда Вы можете по заявлению (до 1 месяца) поместить их в структурное подразделение «Детский социальный приют».

Для  несовершеннолетних  признанных находящимися в социально опасном положении  проживание бесплатно.

«телефон доверия»

2-43-54

Время работы

Понедельник – среда

с 10:00 – 13:00

Наш адрес: Вилейский район, аг. Шиловичи

ул. Комсомольская, д.4

 

 Звонок анонимный, бесплатный.

Вас выслушают и помогут квалифицированные специалисты.    

свернуть

"О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования"

  1. О нормативном правовом обеспечении

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы завершения учебного года, проведения итоговой аттестации в учреждениях, реализующих образовательные программы общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования, являются:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс);

Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322;

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 (с изменениями от 30.12.2022 № 509, от 15.11.2023 № 348) (далее – Правила проведения аттестации);

Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184 (с изменениями от 30.12.2022 № 509, от 15.11.2023 № 348);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.08.2023 № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (с изменениями от 31.07.2023 № 215).

  1. О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года

На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании:

учебные занятия завершаются 31 мая 2024 г., а для учащихся IX (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) и XI (XII) классов – 24 мая 2024 г.;

учебный год завершается 31 августа 2024 г.

Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IX (Х) классов, XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся 25 мая 2024 г.

Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 14 июня 2024 г.

  1. О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.

  1. Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами проведения аттестации для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен (1 апреля 2024 г.) подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление.

В случае, если учащийся принимает решение об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2024 году проходить регистрацию на централизованное тестирование.

  1. О проведении в 2023/2024 учебном году выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.

Выпускные экзамены проводятся с 3 по 10 июня 2024 г. (основные сроки) и с 19 по 26 августа 2024 г. (иные сроки).

5.1. Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и обучающихся по учебным планам:

первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха;

специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения;

специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении;

специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата проводятся по учебным предметам:

«Белорусский язык»изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Русский язык»изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика»контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

5.2. Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме.

5.3. Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и обучающихся по учебному плану второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика»контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

При проведении выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся, обучающихся по учебному плану второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха, по их желанию разрешается подготовить ответы в письменном виде (п.4 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

5.4. Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и обучающихся по учебному плану специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, проводятся по следующим учебным предметам:

«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – диктант (отводится 1 астрономический час) или изложение (отводится 4 астрономических часа) в письменной форме (по выбору учащегося);

«Математика»контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

5.5. В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.

5.6. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.

Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации. В 2024 году тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2023/2024 учебного года).

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 27 ноября 2023 г. № 519. Билеты размещены на национальном образовательном портале (Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания).

Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, текстом параграфа учебного пособия, иными источниками.

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания, а также методические рекомендации по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году будут размещены 24 мая 2024 г. на национальном образовательном портале (Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания).

Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, с нарушением слуха (первое отделение):

Дата проведения

Учебный предмет

Вид работы

Используемые сборники экзаменационных материалов

3 июня

5 июня

7 июня

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы издания

в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (второе отделение):

Дата проведения

Учебный предмет

Вид работы

Используемые сборники экзаменационных материалов

3 июня

5 июня

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2023 год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования, 2023 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы издания

в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи:

Дата проведения

Учебный предмет

Вид работы

Используемые сборники экзаменационных материалов

3 июня

7 июня

Белорусский язык

Диктант или изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі» 2023 год выдання

Русский язык

Диктант или изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2023 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы издания

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.

Начиная с 27 мая 2024 г. в учреждениях образования должны проводиться по утвержденному руководителем учреждения образования расписанию консультации по подготовке к выпускным экзаменам.

  1. О проведении в 2023/2024 учебном году централизованных экзаменов, выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованных экзаменов или выпускных экзаменов.

6.1. Итоговые испытания в виде централизованного экзамена проводятся для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и обучающихся по учебным планам специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении.

6.2. Итоговые испытания могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена (по выбору учащегося):

для учащихся с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования. Учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде выпускных экзаменов, при поступлении в учреждения высшего образования сдают внутренние вступительные испытания; учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде централизованного экзамена, – проходят централизованное тестирование;

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении.

6.3. Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме в период с 25 по 31 мая 2024 г.

6.4. Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната (постановление Министерства образования от 8 августа 2022 г. № 234) аттестация в порядке экстерната проводится в соответствии с постановлением Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 и состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам, по которым экстерном сдаются экзамены, отметок по итогам прохождения экстерном итоговых испытаний по отдельным учебным предметам и отметок из справки об обучении.

Экзамены по белорусскому языку, русскому языку, математике проводятся в письменной форме.

Контрольно-измерительные материалы для экзаменов в письменной форме составляются отделами (управлениями) образования на основе текстов (заданий) следующих сборников экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету.

Учебный предмет

Вид работы

Используемые сборники экзаменационных материалов

Белорусский язык

Изложение

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання.

Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2017 год выдання

Русский язык

Изложение

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания.

Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Тексты для изложений.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022 год издания

Математика

Контрольная работа

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання.

Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020 год выдання

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы издания

Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания

Экзамены в устной форме (в сочетании устной и практической форм) по учебным предметам в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся по билетам, утвержденным приказом Министра образования от 27.11.2023 № 519. Указанные билеты размещены на национальном образовательном портале Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания).

Итоговые испытания экстерны, за исключением экстернов, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, проходят по двум учебным предметам в виде централизованного экзамена, которые определены постановлением Министерства образования от 14 августа 2023 г. № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году».

Экстерны, содержащиеся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении обучения и воспитании на III ступени общего среднего образования проходят в виде выпускного экзамена (часть вторая пункта 61 Правил проведения аттестации).

6.5. Централизованные экзамены проводятся:

по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 27 мая 2024 г., резервные дни  в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 19 августа 2024 г.

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 30 мая 2024 г., резервные дни  в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2024 г.;

Выпускные экзамены проводятся с 3 по 10 июня 2024 г, (основные сроки) и с 19 по 23 августа 2024 г. (иные сроки):

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение (отводится 4 астрономических часа);

в виде выпускного экзамена по выбору учащегося из числа следующих учебных предметов:

«Математика» – контрольная работа в письменной форме отводится 5 астрономических часов);

«Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» – по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.11.2023 № 519, которые размещены на национальном образовательном портале (Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания).

Обращаем внимание, что практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе.

6.6. Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов (пункт 61 Правил проведения аттестации), с использованием следующих сборников материалов для выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Белорусский язык»:

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, из Зборніка матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на IІI ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2017 год выдання;

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата из Зборніка матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на IІI ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннямі слыху, для вучняў з парушэннем зроку, для вучняў з парушэннямі функцый апорна-рухальнага аппарату ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2023 год выдання.

Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Русский язык» определяется:

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, из Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022 годы издания;

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата из Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата учреждений образования с русским языком обучения и воспитания Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2023 год издания.

Задания для контрольной работы в письменной форме по учебному предмету «Математика» для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, из Зборніка заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання; из Сборника заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания.

Даты проведения выпускных экзаменов устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования.

Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.

Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме доводятся до учреждений образования в порядке, установленном структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования. Руководитель учреждения образования, в котором проводятся выпускные экзамены, несет ответственность за обеспечение конфиденциальности заданий для проведения выпускных экзаменов.

Обращаем внимание, что в учреждениях общего среднего образования для проведения как выпускных, так и централизованных экзаменов создаются экзаменационные комиссии (пункт 48 Правил проведения аттестации учащихся). Приложениями 26, 27 к Правилам проведения аттестации учащихся установлена форма протокола выпускного экзамена и форма протокола централизованного экзамена.

  1. Об использовании и заполнении документов об образовании, документов об обучении

Для выдачи документов об образовании выпускникам, справки об обучении лицам, которые не освоили содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования, используются бланки свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), бланки свидетельств о специальном образовании, бланки аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образовании особого образца), бланк справки об обучении, образцы которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 (в редакции от 31.07.2023 №215).

Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выданы свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, установленной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 33 (с изменениями от 19 сентября 2022 г. № 320).

Обращаем внимание, что:

в документах об общем среднем образовании:

без выставления отметок производится запись названий усвоенных учебных программ факультативных занятий и названий учебных предметов, изученных на повышенном уровне;

в графе «Поведение» пишется прописью оценка поведения;

в документах об общем базовом образовании в графе «Средний балл свидетельства» пишется средний балл свидетельства, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы);

в документах об общем среднем образовании в графе «Средний балл аттестата» пишется средний балл аттестата, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы).

В справку об обучении вносятся наименования учебных предметов и результаты аттестации за соответствующий период обучения.

Дополнительно информируем, что в 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – со 2 сентября 2024 г.  по 26 октября 2024 г.;

вторая – с 4 ноября 2024 г.  по 24 декабря 2024 г.;

третья – с 8 января 2025 г.  по 22 марта 2025 г.;

четвертая – с 31 марта 2025 г.  по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 27 октября 2024 г. по 3 ноября 2024 г. включительно;

зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г.  по 7 января 2025 г.  включительно;

весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г.  по 30 марта 2025 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2025 г.  по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.

Заместитель Министра                                                            А.В.Кадлубай

свернуть

Организация образовательного процесса в 2023/2024 учебном году

 В 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть  с 1 сентября 2023 г. по 28 октября 2023 г.;

вторая – с 8 ноября 2023 г. по 23 декабря 2023 г.;

третья – с 8 января 2024 г. по 23 марта 2024 г.;

четвертая – с 1 апреля 2024 г. по 31 мая 2024 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 10 дней с 29 октября 2023 г. по 7 ноября 2023 г. включительно;

зимние – 15 дней с 24 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г. включительно;

весенние – 8 дней с 24 марта 2024 г. по 31 марта 2024 г. включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день с 12 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. включительно.

  Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 февраля 2024 г. по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.

свернуть

Дневники учащихся

Министерство образования информирует, что в 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, используются дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями в 2024 году в соответствии с Типовыми формами дневника учащегося, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 (в редакции постановления Минобразования от 29.09.2023 № 314).
развернуть
 

   Информация об использовании дневников учащихся в 2024/2025 учебном году размещена на сайте Министерства образования.

свернуть

Права и обязанности родителей

Об ответственности родителей за воспитание детей, обеспечение их безопасности

Вопросы ответственности родителей за воспитание и здоровье детей в полной мере регулируются законодательством Республики Беларусь.

Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно-принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Традиционно семья рассматривается как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что в семьях все чаще возникают споры, взаимные обвинения и угрозы, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»... Забота о детях, их воспитание –  равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

В данном материале предлагаем разъяснения наиболее актуальных вопросов по теме ответственности родителей за воспитание детей. Семейно-правовая ответственность.

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье – далее КоБС).

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении (ст. 67 КоБС). Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не

обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.); ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления; лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

В 2019 году изменился порядок признания детей находящимися в социально опасном положении.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»(далее – постановление) утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – Положение), установлены критерии и показатели социально опасного положения, определены компетенции государственных органов, государственных и иных организаций в решении указанных вопросов.

Главное и существенное изменение в том, что решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении принимают координационные советы райисполкомов, администраций г. Гродно по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). Ранее такие решения принимались учреждениями образования.

Какие         административные     наказания могут         применяться       к родителям?

К родителям применяют административные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста (ст. 9.4. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП). Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в

виде штрафа в размере до десяти базовых величин;

за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил

дорожного движения (ст. 18.23. КоАП); за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (ст. 17.3. КоАП).

Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, КоАП дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Родителимогут быть привлечены к ответственности за умышленное причинение своим детямтелесного повреждения и иные насильственных действий (ст. 9.1. КоАП):

умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест); нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания (влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест).

В каких случаях родители несут уголовную ответственность? Родители несут уголовную ответственность:

за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173

Уголовного кодекса Республики Беларусь – далее УК); за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или

попрошайничеством (ст. 173 УК Республики Беларусь);

за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК Республики Беларусь).

Ст. 159 УК Республики Беларусь «Оставление в опасности» предусмотрена уголовная ответственность граждан:

за неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи (наказываются общественными работами, или штрафом, или

исправительными работами на срок до одного года); заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться (наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа); заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние (наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом).

Уголовная ответственность за умышленное причинение легкого телесного повреждения установлена ст. 153 УК Республики Беларусь. Гражданско-правовая ответственность.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГКРеспублики Беларусь).

Ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет, несет сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГКРеспублики Беларусь).

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?  

В соответствии с Декретом № 18 в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, несовершеннолетние подлежат государственной защите (отбираются в родителей по решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок до 6 месяцев) и помещению на государственное обеспечениев случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка (ст. 80 КоБС), если будет установлено, что:они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком; в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принимать решение о немедленном отобрании ребенка или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, и в семидневный срок после принятия такого решения обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об отобрании ребенка (ст. 85 КоБС).

Что влечет за собой лишение родительских прав?  

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС).

К сожалению, у нас немало родителей, которые не только уклоняются от своих прямых обязанностей, но и перекладывают обязанности по воспитанию и содержанию детей на близких родственников. Законодательством предусмотрено, что при временном отсутствии родителей по уважительным причинам (командировка, заболевание и т.п.), если ребенок оставлен ими на попечение родственников или других близких лиц, установление опеки или попечительства необязательно. При длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей опека  или попечительства над их детьми устанавливается, если это необходимо в интересах детей (ст. 149 КоБС).

Родителям необходимо знать, что все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание (ст. 185 КоБС). Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.

свернуть

Порядок предоставления бесплатного питания учащимся

Порядок предоставления бесплатного питания учащимся

в государственном учреждении образования

«Средняя школа № 1 г. Вилейки»

 

   Для получения бесплатного питания  учащимся  родители или иные законные представители с 1 по 25 августа подают заявление руководителю учреждения образования.

   За счёт средств республиканского и местного бюджетов предоставляется бесплатное  одноразовое питание учащимся:

- 2-4 классов; учащимся проживающим в сельских населённых пунктах;

- из семей, в которых один из родителей является инвалидом первой или второй группы;

- из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, при контузии, увечья или заболевания;

- из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания;

- из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты и Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения;

- из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий;

- с особенностями психофизического развития, обучающимся в классах интегрированного обучения и воспитания;

- находящимся в социально опасном положении.

  Питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования.

   Для получения бесплатного питания другим  учащимся  родители или иные законные представители  подают заявление руководителю учреждения образования. К заявлению прилагаются:

         - сведения о доходах каждого члена семьи учащегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления,  справка о составе семьи – для малообеспеченных семей; копию удостоверения многодетной семьи или справка о месте жительства и составе семьи – для семей, имеющих трёх и более детей в возрасте до 18 лет; копию удостоверения инвалида – для семей, в которых один из родителей является инвалидом первой или второй группы.

         Денежные нормы для одноразового питания, установленные постановлением  Совета Министров РБ № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»: 6-10 лет – 1,21 руб., 11-13 лет – 1,38 руб., 14-17 лет – 1,46 руб.; для двухразового питания: 2,01 руб., 2,3 руб., 2,44 руб.

свернуть

О целесообразности горячего питания в школе

   

    Школьник не только «грызёт гранит науки», он в то же время ещё и развивается, и растёт и полноценное питание для этих целей ему просто необходимо. Занимаясь напряженной умственной деятельностью, школьник расходует свои запасы энергии, а их пополнение напрямую связано с наличием в организме запасов углеводов, в первую очередь глюкозы. Если запас глюкозы в крови снижается, то значительно ухудшается работоспособность ребёнка, он хуже воспринимает учебный материал.

Поэтому целесообразно, чтобы наши учащиеся получали горячее питание

в учреждении образования

  Польза подобных горячих завтраков неоспорима - они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие.

  В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия. Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста.

  Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы.

   Всем необходимо помнить, что правильное питание в учреждении образования очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что обучающиеся, получающие горячее питание в учреждении образования, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, без горячего завтрака ученик испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.

   Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители и педагоги,  ответственны за здоровье наших детей.

Уважаемые родители!

Двухнедельное меню питания школьников отвечает всем требованиям, максимально соответствует нормам здорового питания, сбалансировано по питательным компонентам. В меню включены обогащённые микроэлементами и витаминами салаты, разнообразные гарниры, фрукты, фруктовые напитки, кисломолочные изделия. Пищевая ценность школьных завтраков и обедов соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков.

 Информационный сборник технологических карт блюд и изделий размещен на сайте Министерства  образования Республики Беларусь

https://edu.gov.by/pitanie/. 

свернуть

Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

Школьная форма

 Уважаемые родители и учащиеся!
В Беларуси вводится обязательная школьная форма с 2023 года.

     В Беларуси с 1 сентября будущего учебного года 2023-2024 единство в школьной одежде. Об этом сообщил глава Минобразования.
     По словам Андрея Иванца, с 2023-го, все белорусские школьники будут в обязательной школьной форме.
     – Рассмотрим возможность введения обязательной школьной формы с 2023 года, – добавил министр. Источник информации ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

  В ходе образовательного процесса во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І-ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Ношение одежды делового стиля учащимися учреждений общего среднего образования является нормой, которая определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.

Образцы одежды делового стиля утверждаются Координационным советом по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь от 19 августа 2013 г. № 77/19 «О Координационном совете по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования»).

     Школа – это официальное учреждение, поэтому от учащихся требуется деловой официальный вид одежды.

     Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.

В школе неприемлемы:

  • Сильно укороченные блузки, майки и юбки, футболки с яркой аппликацией, обтягивающие джинсы, домашняя одежда и вечерние наряды.
  • ​Спортивные костюмы и обувь уместны и необходимы только на уроках физической культуры и занятиях спортивных секций.
  • Ваши вещи должны быть чистыми и аккуратными.

Не допускаются:

  • Пирсинг, тату, яркий макияж и другие виды экзотических украшений и причёсок. Задумайтесь! Вы идете в школу, а не в клуб, на дискотеку.

Общие принципы создания привлекательного внешнего вида:

  1. Аккуратность и опрятность
  • Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной.
  • Обувь должна быть чистой в течение всего учебного дня.

Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и исключать вызывающие детали.

Учащиеся должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными).

   2.Сдержанность

Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность.

     Основной стандарт одежды для всех учащихся – учебный деловой стиль.

Стандарты внешнего вида учащихся

  1. Одежда
  • Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону). Брюки стандартной длины.
  • Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или жакета.
  • Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя.
  • Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. Блузки спокойных тонов с длинными или короткими рукавами. В теплое время года допускается ношение футболок без символики.
  • В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и т.д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.
  • Парадным видом одежды является деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону). Брюки стандартной длины. Обязательно белая блузка у девочек и белая рубашка у мальчиков.
  1. Обувь
  • Классические модели неярких тонов, гармонирующие с одеждой.
  • Высота каблуков туфель должна быть удобна для работы.
  1. Волосы
  • Стрижка аккуратная (не экстравагантная).
  • Волосы средней длины и длинные обязательно должны быть собраны.
  • Цвет волос предпочтительно естественных тонов.
  1. Руки
  • Длина ногтей должна быть удобной для работы. Ногти должны быть аккуратно подстрижены.
  • Лак для ногтей следует выбирать спокойных тонов, избегая ярких элементов маникюра и насыщенных цветов.
  1. Гигиена и макияж
  • Макияж дневной, легкий, естественных тонов.
  • Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом.
свернуть

Каталог "Школьная коллекция 2023-2024"

подробнее...

Государственная поддержка многодетных семей

подробнее...

Не оставляйте детей одних...

подробнее...

Внимание, родители! Наркопреступления

подробнее...

Родителям о подростковом суициде

подробнее...

Родителям о домашнем насилии

подробнее...

Памятка для родителей "О необходимости ношения фликеров в тёмное время суток"

подробнее...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

подробнее...

Памятка по безопасности на железной дороге

подробнее...

Памятка "Компьютерная безопасность: как оградить своего ребёнка от киберпреступников"

подробнее...

Профилактика киберпреступности

подробнее...

Безопасный интернет

подробнее...

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов

подробнее...

Родители! Не оставляйте своих детей без присмотра!

подробнее...

Профилактика электротравматизма у детей

подробнее...

Правила перевозки детей в автомобиле

подробнее...

Эффективность АПИ доказана на практике…

подробнее...

УО «Национальный детский технопарк»

подробнее...

ПАМЯТКА по технике безопасности и ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей во время каникул

подробнее...

ПАМЯТКА по профилактике COVID-19

подробнее...