Молодежь против наркотиков
Молодёжь против наркотиков
Психоактивные вещества или психически активные вещества (ПАВ) – это препараты, которые употребляют с целью изменения психического состояния и получения эйфории (опьянения). Они, воздействуя на мозг, центральную нервную систему, вызывают привыкание, нарушения мышления и поведения.
При обозначении психоактивных веществ или одурманивающих, опьяняющих средств существуют терминологические сложности. Так, привычный термин «наркотик» (от греч. narkoticos - усыпляющий) оказывается узким в ситуации употребления стимуляторов, эффект от которых понятию «наркотик» прямо противоположен.
В общемедицинской литературе употребляется термин «drug» (лекарство, средство), охватывающий и собственно наркотические вещества. Во всех областях знаний используются термины «addiction» - пристрастие и «addict» - наркоман, токсикоман, алкоголик без разграничения. На данном основании употребление психоактивных веществ общепринято называть как аддиктивное поведение или зависимое, имеется в виду поведение, формирующее у индивида зависимость от наркотиков, алкоголя.
Зависимое поведение включается в более широкое понятие девиантное поведение, что означает – отклоняющееся от норм и правил, установленных обществом. Правонарушения подростков и молодых людей определяется как поведение, которое как и аддиктивное, является проявлением девиантного поведения, но наказание устанавливается юридическими законами.
Следовательно, в строгом смысле слова, наркотиками можно называть лишь незначительную долю препаратов, используемых для одурманивания. Вместе с тем в фармакологии к психоактивным веществам относят вещества, вызывающие пристрастие, в том числе алкоголь и табак в силу их эйфорического воздействия на психику. Юридически критериями признания вещества психоактивным или наркотиком, прежде всего, служат социальная опасность и криминогенность.
Только те вещества и препараты, используемые для злоупотребления, определены юрисдикцией как наркотики, которые распространены в нелегальном производстве и торговле, поэтому алкоголь, табак юрисдикция наркотиками не считает.
Несмотря на терминологические разногласия, в общемедицинской и психологической практике термины «психоактивные вещества» и «наркотические вещества» приравниваются.
Грамотная профилактическая работа состоит из трех обязательных компонентов.
- Образовательный компонент включает: знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости; принятие концепции болезни наркомании и понимание последствий, к которым приводит зависимость от психоактивных веществ; знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, мотивации поведения и волевого самоуправления.
- Психологический компонент включает развитие психологических особенности личности, установок, способствующих негативному отношению к психоактивным веществам.
- Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации учащегося, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.
Основные причины наркомании кроются в социальных условиях и невнимательности родителей, но каждый случай индивидуален. Среди основных причин наркомании можно выделить:
- Внутренние проблемы (неприятности, социальное неравенство, непонимание в семье)
- Любопытство (многие думают, что это модно, или хотя бы раз в жизни нужно все попробовать)
- Поиски новых ощущений
- Пример друзей
- Протест против сложившихся обстоятельств
- Желание самоутвердиться и казаться взрослее
- Доступность приобретения наркотиков
Первые признаки употребления ПАВ:
- Исчезновение денег или ценностей из дома
- Увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы
- Необычные, ранее неизвестные вам порошки, капсулы, таблетки, почтовые марки
- Фольга, иглы и шприцы, обычные ложки
- Неожиданные перемены настроения от активности к пассивности, от радости к унынию, от оживленного состояния к вялому и инертному
- Необычные реакции, например раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная раскованность и болтливость
- Необычный аппетит, потеря аппетита и снижение веса
- Потеря интереса к вещам, которые раньше были для подростка важными – к хобби, учебе, спорту, друзьям
- Резкое изменение круга друзей
- Немотивированные, нехарактерные приступы сонливости
- Необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде
- Появление скрытности в поведении
- Лживость, прогуливание занятий или беспричинное снижение успеваемости в школе
- Невнятная речь.
Рекомендации родителям
- Изучить сигналы опасности, чтобы знать как увидеть беду и знать куда обратиться
- Определить четкую позицию против любого вида наркотика
- Стать для ребенка образцом поведения, чтобы слово не расходилось с делом
- Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы
- Поощрять участие детей в конструктивных начинаниях
- Формировать в ребенке независимость, ответственность, самоуважение
- Быть всегда готовым помочь и чужим детям
- Поддерживать детей в желании пригласить в дом друзей
- Познакомиться с родителями друзей своего ребенка
- Узнать как можно больше о наркотиках.