Молодежь против наркотиков

                                          Молодёжь против наркотиков

Психоактивные вещества или психически активные вещества (ПАВ) – это препараты, которые употребляют с целью изменения психического состояния и получения эйфории (опьянения). Они, воздействуя на мозг, центральную нервную систему, вызывают привыкание, нарушения мышления и поведения.

     При обозначении психоактивных веществ или одурманивающих, опьяняющих средств существуют терминологические сложности. Так, привычный термин «наркотик» (от греч. narkoticos - усыпляющий) оказывается узким в ситуации употребления стимуляторов, эффект от которых понятию «наркотик» прямо противоположен.

    В общемедицинской литературе употребляется термин «drug» (лекарство, средство), охватывающий и собственно наркотические вещества. Во всех областях знаний используются термины «addiction» - пристрастие и «addict» - наркоман, токсикоман, алкоголик без разграничения. На данном основании употребление психоактивных веществ общепринято называть как аддиктивное поведение или зависимое, имеется в виду поведение, формирующее у индивида зависимость от наркотиков, алкоголя.

     Зависимое поведение включается в более широкое понятие девиантное поведение, что означает – отклоняющееся от норм и правил, установленных обществом. Правонарушения подростков и молодых людей определяется как  поведение, которое как и аддиктивное, является проявлением девиантного поведения, но наказание устанавливается юридическими законами.

     Следовательно, в строгом смысле слова, наркотиками можно называть лишь незначительную долю препаратов, используемых для одурманивания. Вместе с тем в фармакологии к психоактивным веществам относят вещества, вызывающие пристрастие, в том числе алкоголь и табак в силу их эйфорического воздействия на психику. Юридически критериями признания вещества психоактивным или наркотиком, прежде всего, служат социальная опасность и криминогенность.

     Только те вещества и препараты, используемые для злоупотребления, определены юрисдикцией как наркотики, которые распространены в нелегальном производстве и торговле, поэтому алкоголь, табак юрисдикция наркотиками не считает.

     Несмотря на терминологические разногласия, в общемедицинской и психологической практике термины «психоактивные вещества» и «наркотические вещества» приравниваются.

 Грамотная профилактическая работа состоит из трех обязательных компонентов.

  1. Образовательный компонент включает: знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости; принятие концепции болезни наркомании и понимание последствий, к которым приводит зависимость от психоактивных веществ; знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, мотивации поведения и волевого самоуправления.
  2. Психологический компонент включает развитие психологических особенности личности, установок, способствующих негативному отношению к психоактивным веществам.
  3. Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации учащегося, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.

Основные причины наркомании кроются в социальных условиях и невнимательности родителей, но каждый случай индивидуален. Среди основных причин наркомании можно выделить:

  • Внутренние проблемы (неприятности, социальное неравенство, непонимание в семье)
  • Любопытство (многие думают, что это модно, или хотя бы раз в жизни нужно все попробовать)
  • Поиски новых ощущений
  • Пример друзей
  • Протест против сложившихся обстоятельств
  • Желание самоутвердиться и казаться взрослее
  • Доступность приобретения наркотиков

Первые признаки употребления ПАВ:

- Исчезновение денег или ценностей из дома

- Увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы

- Необычные, ранее неизвестные вам порошки, капсулы, таблетки, почтовые марки

- Фольга, иглы и шприцы, обычные ложки

- Неожиданные перемены настроения от активности к пассивности, от радости к унынию, от оживленного состояния к вялому и инертному

- Необычные реакции, например раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная раскованность и болтливость

- Необычный аппетит, потеря аппетита и снижение веса

- Потеря интереса к вещам, которые раньше были для подростка важными – к хобби, учебе, спорту, друзьям

- Резкое изменение круга друзей

- Немотивированные, нехарактерные приступы сонливости

- Необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде

- Появление скрытности в поведении

- Лживость, прогуливание занятий или беспричинное снижение успеваемости в школе

- Невнятная речь.

 

Рекомендации родителям

  • Изучить сигналы опасности, чтобы знать как увидеть беду и знать куда обратиться
  • Определить четкую позицию против любого вида наркотика
  • Стать для ребенка образцом поведения, чтобы слово не расходилось с делом
  • Построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы
  • Поощрять участие детей в конструктивных начинаниях
  • Формировать в ребенке независимость, ответственность, самоуважение
  • Быть всегда готовым помочь и чужим детям
  • Поддерживать детей в желании пригласить в дом друзей
  • Познакомиться с родителями друзей своего ребенка
  • Узнать как можно больше о наркотиках.