ЕДИ «Белорусская наука: в ногу со временем»
28.01.2021ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Ведущий познакомил учащихся с содержанием информационных блоков: «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»;
«Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития»;
«Наследникам великих открытий новые прорывы совершать»
В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся заранее подготовила мультимедийную презентацию, используя информационные материалы, подготовленные Национальным институтом образования.
Ведущий знакомит с содержанием информационных блоков:
В блоке «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» прошло обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блоки «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»; «Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития».
Вопросы для обсуждения:
Ежегодно в последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки, официально установленный в 1993 году. Почему именно в этот день?
Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?
Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки?
Как вы думаете, с чем связано требование Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко активнее внедрять в Беларуси электротранспорт и в целом расширять сферу использования электрической энергии?
Как влияют научные открытия на нашу жизнь?
Беларусь – многонациональное государство, многоконфессиональная страна. Беларусь – страна равных возможностей для каждого, и в этом залог единства нашего народа. Какое, по вашему мнению, влияние на развитие нашей страны оказывает общность научных интересов белорусских исследователей?
В фокусе обсуждения: экономика знаний, социально-экономическое развитие, инновационные технологии, научные разработки, результаты научных исследований, приоритетные направления развития инноваций в стране, исследования, ориентированные на конкретные запросы промышленности и другие отрасли экономики, расширение кругозора в области достижений отечественной науки, технический прогресс, социальный прогресс, гражданская позиция, чувство гордости за ученых Беларуси, осознание ценности науки на примере открытий белорусских ученых; Цели устойчивого развития; повышение интереса к учебной деятельности, значимость научных открытий для повседневной жизни, народное единство, равные возможности.
Блок «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать»
«Цели науке ставит само время. И сегодня нам особенно нужны знания и опыт уже известных, титулованных ученых, энергия и амбиции молодых, подающих надежды исследователей, готовых не только покорять неизведанные силы природы, но и противостоять вместе с государством сложнейшим политическим и экономическим вызовам, – заявил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. – От вас ждем инновационных проектов и технологий в области атомной энергетики, освоения космического пространства, цифровизации, в отраслях экономики, медицины, образования, в сферах социологии, экологии и геологии».
Глава государства отметил, что одна из главных задач белорусской науки – обеспечить преемственность.
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете выражение: учеными не рождается, ими становятся?
Герой произведений Конана Дойла Шерлок Холмс говорил: «Видите ли, мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Глупец натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или, в лучшем случае, до них не докопаешься. А человек толковый тщательно отберѐт то, что он поместит в мозговой чердак. Он возьмет лишь те инструменты, которые понадобятся ему для работы, их у него будет множество». Согласны ли вы с мнением Холмса? О каких инструментах он говорит?
Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?
Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?
Расскажите о своих личных достижениях в научном творчестве (участие в проектной деятельности, исследовательской деятельности, олимпиадах, научно-практических конференциях и др.).
Существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий используются в нашей повседневной жизни, став уже привычными вещами. День детских изобретений празднуется в мире 17 января. Что вы знаете о Республиканском молодежном инновационном проекте «100 идей для Беларуси»? Если кто-нибудь из вас участвовал в этом проекте, поделитесь своими впечатлениями.
Какие изобретения учащихся, представленные в этом проекте, на вас произвели наибольшее впечатление?
Продолжите фразу «Чтобы стать ученым, надо …»
Есть ли в вашей семье люди, которые занимаются научной деятельностью? В какой области они работают? Расскажите об их научных разработках.
Ребята обсудили важность творческих способностей, самообразования и саморазвития, таланта, одаренности, научно-исследовательской деятельности учащихся, исследовательских умений, упорства в достижении цели,
познавательного интереса к разным областям науки, желания познавать окружающий мир, интереса к учебным предметам, изучаемым в учреждении образования .
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
Вы знаете, что люди, посвятившие себя науке, всегда стремились к исполнению своих благородных целей. Именно благодаря их трудам мир увидел множество уникальных разработок, позволивших достичь современных высот развития в различных сферах. И кто знает, может уже среди нас, в нашем классе учатся будущие Тарашкевичи и Жилуновичи, Чижевские и Алфѐровы, Игнатовские и Домейки, Судзиловские и Черские, которые прославят нашу страну – Республику Беларусь.
Перед современной наукой стоит еще множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество: на сколько можно увеличить продолжительность жизни человека? что происходит в недрах Земли? чем грозит глобальное потепление? чем человечество заменит нефть? как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету?
Великие загадки всегда были стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений.
При подведении итогов ребята отметили важность темы сегодняшнего разговора.