Гордость за Беларусь. Всегда на связи

25.11.2021

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Учитель познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:

«Цифровые технологии в жизни человека»;

 «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки».

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся заранее подготовила мультимедийную презентацию, используя информационные материалы на национальном образовательном портале

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Было организовано обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

 Блок «Цифровые технологии на службе человека».

Связь – отрасль экономики, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также в удовлетворении культурно-бытовых потребностей и росте информационной осведомленности населения. 2

Развитие систем связи и информатизации является одним из приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной экономики возросла потребность в высококачественных, на уровне мировых стандартов, услугах связи.

Юрий Николаевич Петрученя, генеральный директор РУП «Белтелеком» отметил, что в стране взят курс на цифровую трансформацию экономики и развитие информационного общества.

Наша страна занимает 32-е место в мире по уровню развития информационно-коммуникационных технологий и является лидером в регионе СНГ. Стратегической целью цифровизации экономики является качественный рост ее конкурентоспособности и выход на лидирующие позиции на мировом рынке, рост благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством цифровой трансформации всех аспектов человеческой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

 Что представляет собой связь как отрасль экономики Беларуси?

 Как вы считаете, почему в Беларуси уделяется особое внимание данной отрасли?

 Что свидетельствует об успешном развитии отрасли связи в Беларуси?

 Какие достижения информационно-коммуникационных технологий активно внедряются в Беларуси и доступны для массового пользования гражданами нашей страны?

 Что представляет собой электронное правительство? Какими услугами электронного правительства пользуются ваши родители?

 Какую роль в обеспечении качества связи играют РУП «Белпочта» и РУП «Белтелеком»? Какими услугами данных предприятий вы пользуетесь?

 Специалисты каких профессий работают на предприятиях «Белпочта», «Белтелеком»?

 Какие учреждения образования в стране (вашем регионе) готовят данных специалистов?

В фокусе обсуждения: связь как отрасль экономики Беларуси и ее развитие, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, роль связи в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и транспортом; удовлетворение культурно-бытовых потребностей; информационная осведомленность населения; потребность в высококачественных услугах связи; широкополосный доступ в сеть Интернет; информационные технологии в системе здравоохранения, образования; электронные образовательные ресурсы; почтовая деятельность; волоконно-оптические линии связи.

Блок «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки».

В настоящее время Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека.

С одной стороны, это открывает перед гражданами и обществом ряд перспектив, с другой – влечет появление новых рисков и угроз. Развитие телекоммуникационных технологий, стремительный рост числа электронных устройств и услуг, предоставляемых населению с использованием информационных технологий, привело к увеличению количества киберпреступлений.

Беларусь, как и другие государства, не может игнорировать принципиально новые риски, связанные с информатизацией.

Как отметил в ходе VI Всебелорусского народного собрания Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «не умаляя преимуществ, возможностей и перспектив, которые открыл человеку информационный мир, мы должны обратить внимание на его обратную сторону – искусственную реальность, которая дала зеленый свет манипуляциям, обману, преступлениям, потворствует низменным инстинктам человека».

Вопросы для обсуждения:

 Какое место в жизни современного человека занимают Интернет и информационные технологии?

 Приведите примеры ситуаций, когда обращение к современным средствам связи помогало вам оперативно решать имеющиеся вопросы.

 Какие опасности подстерегают пользователей Интернет? С какими сталкивались вы и ваши близкие, знакомые?

 Какие категории пользователей Интернетом являются наиболее уязвимыми для злоумышленников?

 Как не стать жертвой киберпреступников?

 Как, по вашему мнению, виртуальная сеть может влиять на реальную жизнь? Аргументируйте свой ответ.

 Какими, на ваш взгляд, должны быть правила безопасного пользования Интернетом?

В фокусе обсуждения: Интернет в жизни человека; информационная культура, доступность информации; «компьютерная преступность»; информационная безопасность, умение отличать достоверные сведения от недостоверных; компьютерная грамотность; ответственное отношение к защите и безопасности личных данных; виды киберпреступности; меры защиты от нежелательной информации и контактов в соцсетях.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

 Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Каждая эпоха и каждое поколение формирует свой уникальный образ жизни, который находит свое отражение в продуктах духовной и материальной культуры. Цифровые устройства в жизни современного человека приобретают большое значение, дают новые возможности для получения информации, общения, учебы, развлечения. Интернет-технологии изменяют образ жизни современного человека, влияют на его поведение, привычки, круг интересов.

– Подумайте, как изменился бы ваш образ жизни, если бы не стало Интернета. Что исчезло бы из вашей жизни, что появилось бы?

В рамках данного этапа можно предложить учащимся составить:

«облако слов», демонстрирующее развитие информационно-коммуникационных технологий в Беларуси;

коллаж «Как информационно-коммуникационные технологии изменили жизнь моей семьи»; плакат-памятку «Как не стать жертвой киберпреступления».

В рамках данного этапа можно обсудить с учащимися возможности участия в ХV республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет», организаторами которого являются Министерство образования Республики Беларусь, научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

Мероприятие проводится с целью повышения качества дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.