Формирование доверительных отношений ребенка с родителями
В основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. В каждом возрастном периоде у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и прочее. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию. Многочисленные исследования в различных странах показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостатка общения со взрослыми и от их враждебного отношения.
Психологическое здоровье включает в себя состояние гармонии с окружающим миром и является основой для самопознания и самоосознания. Психологическое здоровье неразрывно связано с психическим. Следует отметить, что чем «взрослее ребенок, тем труднее культивировать у него здоровье, тем легче он воспринимает все болезненное, разрушающее, ложное, тем чаще он рефлексирует и излишне рефлексирует, отрываясь от конкретной реальности, тем больше подражает и конформирует, тем менее активен во всеобщем взаимодействии и мирном сосуществовании». Именно в детстве проблемы психического и психологического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Решающая роль в плане сохранения психического и психологического здоровья детей принадлежит нравственной атмосфере в семье, характеру взаимоотношений между ребенком и родителями. Психолог И.В.Дубровина отмечает, что при авторитарном, репрессивном стиле воспитания дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и психологическом здоровье ребенка. Дети, испытавшие на себе подобный стиль обучения и воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они сводят до минимума общение со сверстниками и взрослыми, отказываются от контактов с незнакомыми людьми, в ситуации школьного обучения не отвечают на вопросы, так как боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Непрерывные стрессовые нагрузки, постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, вызывают истощение нервной системы ребенка и приводят к различным соматическим и функциональным заболеваниям.