Месячник по профилактике суицидов

12.03.2024
В учреждении образования с 10 марта по 10 апреля 2024 года проходит месячник по профилактике суицидов. Будут проведены различные мероприятия, встречи, кинопоказы, дискуссии направленные на профилактику суицидального поведения среди подростков.

О  подростковом суициде

         Решаются на такой шаг замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в ТЖС, помогли бы избежать трагедии.

  Социальные мотивы возникновения суицида у подростков

Все же надо признать, что суицид – это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Поэтому истоки этой проблемы и пути ее решения нужно искать в обществе. Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета (что мы сейчас видим в Швеции), либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы (что мы можем наблюдать сейчас в России). И в то же время в периоды динамического развития или деградации наблюдается относительное сокращение числа суицидов. Вот некоторые общие закономерности возникновения этой проблемы.       В настоящее время с развитием промышленности происходит занижение человеческого фактора. С проникновением компьютерных технологий в индустрию все меньше места остается живому человеку. Как результат все меньше возможности самореализоваться, члены общества  испытывают материальные затруднения. Злоупотребление алкоголем, наркотиками  и суицидальное поведение имеют общий источник – невостребованность личности в обществе, ощущение собственной несостоятельности, ненужности. Социальное расслоение общества очень влияет на увеличение количества суицидов.  

 Роль семьи

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; наблюдается нарушение родительско  – детских отношений; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

   Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у родителей, это протест против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Страх перед жизнью побеждает страх смерти. Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он действительно хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.           Восьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынуть из петли, рассказывал, что решил умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали – очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, – говорил мальчик, – иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил, – не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим – будешь знать». – «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, – умереть? Что потом будет?» – «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». – «Когда?» – «Когда смерть кончится». По счастью, его из петли вынуть успели.         Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?         Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.             Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: «Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала». Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – то цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась. Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни (две статьи)

  Группы риска, наиболее подверженные  суициду

В своей работе социальный педагог, решая проблемы профилактики суицида, должен прежде всего обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.

  1. 1.      Наследственные суициды.

Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.

  1. Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).

Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.

  1. Дети-инвалиды.

Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.

  1. 4.      Трудные подростки.

Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.

  1. 5.      Беспризорники.

Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.

  1. Неформальные группы.

В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда. Можно сказать, что в их разнообразии представлены девиации и даже аддукции. В неформалы – они идут , им нравится не одежда ,музыка, а они ищут там семью и тепло, которых им не хватает дома. Говоря о работе социального педагога по направлению предотвращения суицида, мне кажется, что прежде всего ему стоит обращать внимание на подростков из вышеприведенных категорий, так как здесь наиболее высок риск суицидальных попыток. Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Стараюсь  вызвать у ребенка доверие, чтобы он открылся, внимательно выслушать решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Стараюсь  приложить все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

-        Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка).

-        Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

-        Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв  помощь. Банальные утешения здесь не нужны. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Суицидальные подростки с презрением относятся к замечаниям типа «Ничего, у всех есть такие проблемы», поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными. Вместо того, чтобы говорить: «Подумай, какую боль ты принесешь близким», -попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые еще не приходили ему в голову. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Буклет "Способы проявить любовь" (в формате.docx 56,9 Кб)