Примерная схема полного анализа урока

alt

А. Анализ цели урока

Вопросы для анализа:

1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом: а) програм­мных требований; б) содержания материала; в) необходимого уровня 'зна­ний и умений учащихся; г) места урока в системе уроков по данной теме; д) подготовленности класса; е) возможностей самого учителя; ж) прогно­зов на конечный результат обучения.

2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3.Степень достижения поставленной цели.

Б. Анализ структуры и организации урока

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. ,

4.Рациональность использования оборудования кабинета.

5.Научная организация труда учителя и учащихся.

6.Организация начала и конца урока.

7.Оптимальный темп ведения урока.

8.Наличие плана и степень его выполнения.

В. Анализ содержания урока

Вопросы для анализа:

1.Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

2.Логичность изложения.

3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма­териала учителем уровню понимания содержания учениками).

4.Научность изложения (соответствует ли уровень сложности из­ложения материала учителем уровню сложности изложения содержа­ния в учебнике).

5.Выделение ведущих идей поданной теме.  

6.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен­ность материала.

7.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого  материала урока.

Г. Анализ методики проведении урока (деятельность учителя)

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче­том: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возмож­ностей самого учителя; д) учебно-материальной базы.

2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнооб­разными точками зрения по теме урока).

5.Качественное освоение нового материала (как определяется учи­телем качество освоения).

6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личных особенностей учащихся).

7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (ха­рактер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, сте­пень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).

8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональ­ность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

Д. Анализ работы учащихся на уроке

Вопросы для анализа:

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2.Интерес к теме или к уроку.

3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требова­ния учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выража­ются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

5.Наличие навыков самоконтроля.

6.Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в раз­личных ситуациях).

7.Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8.Культура межличностных отношений.

9.Реакция на оценку учителя.

Е. Анализ домашнего задания

Вопросы для анализа:

1.Методы и приемы проверки домашнего задания.

2.Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.        

3.Объем домашнего задания (чем определяется).

4.Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп-  ляющий, развивающий, дифференцированный).

5.Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6.Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7.Методика задания на дом, инструктаж.

8.Предполагаемая отдача от заданного материала на дом. Ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»

Ж. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Вопросы для анализа:

1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2.Соответствие мебели возрасту учащихся.

3.Уровень освещенности, чистота помещения.

4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особен­ностей здоровья.

5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8.Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данно­го, использование учителем в ходе учебного занятия.

9.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соот­ветствующих уроках.

З. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)

Вопросы для анализа:

1.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо/ь: его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоцио­нальный отклик на происходящее на занятии).

2.Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах уро ка, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости,; случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольно-? го и непроизвольного внимания.

3.Развитие и тренировка памяти учащихся, как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механической, смысло­вой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной). Организация основных процессов памяти — восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4.Развитие мышления учащихся, создание проблемных ситуаций. Ис­пользование заданий для формирования параметров мыслительных опера­ций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование. Создание условий для развития творческого мышления.

5.Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7.Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь рас­чет делался на мыслительную деятельность.

8.Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9.Знание учителем возрастной психологии и психологический кон­такт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ:

1.Оценка самоанализа урока учителем.

2.Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3.Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

4.Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

5.Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предло­жений, определение сроков повторного анализа.

6.Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» или в «лис­ток посещений».