Рекомендации учителям-предметникам
-
Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
-
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
-
Создайте атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
-
Уделяйте особое внимание организации учебного процесса: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
-
Сделайте нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене;прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим кдоске.
-
Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
-
Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех.
-
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
-
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
-
Учитель-предметник должен помнить, что урок должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
-
На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
-
Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
-
Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
-
Ученики должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
-
Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
-
Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материаласвоевременно прийти на помощь.
-
На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
-
Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
-
Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
-
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
-
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
-
Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
-
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
-
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
-
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
-
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
-
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
-
Поддерживайте обязательно связь с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
-
Не допускайте педагогического манипулирования.
-
В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
-
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
-
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
-
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
-
Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
-
Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
-
Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
-
Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
-
Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
-
Будьте с детьми вежливыми.
-
Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
-
Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
-
Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
-
Вызывая к доске сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
-
Вызвав ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
-
Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
-
Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
-
Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
-
Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
-
Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
-
Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».